Доклад Красновой-Гусаченко Т.И. на ІІ Съезде СПБ

За пять лет писателями Витебщины издано 165 книг, мы провели 2, 5 тысячи встреч с читателями, 11 молодёжных конкурсов поэзии, вчера стартовал ещё один, новый, посвященный 120-летию со дня рождения Максима Богдановича. Интересно мы работаем с коллегами стран ближнего зарубежья, издан литературный альманах, наша своеобразная литературная энциклопедия, в которую включены и стихи поэтов нашего ближнего зарубежья: России, Латвии, Украины.
 

Создана отличная материальная база областного отделения. Витебский облисполком активно помогает писателям: приобретает их книги для библиотек области, и вот только что, благодаря активной помощи председателя Витебского облисполкома Косинца Александра Николаевича, осуществлён очередной, весьма удачный проект с журналом «Неман» №9-- «Витебская тетрадь», в котором опубликованы произведения 17 писателей Витебщины. Активно пропагандируют родную литературу, встречаясь со школьниками и дошкольниками, студентами и военнослужащими в воинских частях, представаителями трудовых коллективов и читателями библиотек - Константин Нилов, Галина и Сергей Трафимовы, Борис Бележенко, Маина Боборико, Николай Болдовский, Галина Загурская, Екатерина Сосно, Николай Наместников, Елена Крикливец, Игорь Прокопович, Василий Рудой, Виктор Улютенко, Олег Салтук, Надежда Солодкая, Владимир Саулич и другие наши писатели.
 

Труд многих из нас отмечен наградами, поощрениями, многим оказана материальная помощь, за что мы благодарны руководству государства, нашему Президенту, секретариату Союза во главе с Н.И.Чергинцом. О проведенной работе много уже сказано и в докладе, и в отчётах СМИ. Не стану в отведенные на выступление минуты повторяться, т.к. на съезде необходимо в первую очередь поговорить о наших общих проблемах:
Основная: авторитет современного писателя. Он, несмотря на все подвижки, сделанные нашим СПБ, увы, невысок.
 

Совершенно справедливы упрёки в наш адрес, действительно не созданы эпохальные романы. Но, может быть, взглянув на жизненные реалии, необходимо осознать и другое: нынешнее время требует других¸ более мобильных, более концентрированных литературных форм, а так же и иного подхода к приоритетам. Какие сегодня действуют технологии? Из преступников делают жертву. Из посредственности – гения. И наоборот. И не только у нас. Я читала стихи шведского поэта Тумаса Транстремера, нынешнего лауреата Нобелевской премии. Уверяю вас, наши поэты куда сильнее. И у нас есть достойные писатели: лауреаты Государственных премий, победители международных конкурсов, обладатели «Золотого пера». Однако серьёзный недостаток я вижу в том, что наши достойные писатели не представлены ни в парламенте, ни в местных советах депутатов. Там есть лучшие строители, комбайнеры, учителя, актеры. Но нет писателей.
 

Нас нет и в медиа сфере. Писательские беседа с народом исчезли из эфира. Вот только что дня три тому назад шёл по ТВ круглый стол с редакторами. Канун съезда. Но нас там нет. По ТВ сплошь попса, примитивные шоу. Разве они дают больше воспитательного эффекта, чем хорошие стихи в исполнении авторов? Думаю, нам надо самим быть активнее в вопросах пропаганды наших книг. А это сложнее, чем писать. «Черный квадрат» Малевича, например, всемирно известен, не потому, что действительно представляет художественную ценность, потому что – технологии!!!
 

Это неправильно и унизительно, что труд писателя, большей частью, бесплатный. Книги издаем всё чаще коммерческих издательствах, где всё же главная формула: «деньги – товар.» Качество выпускаемых книг страдает, п.ч. не всякому частнику нужен хороший редактор. Как следствие, институт редакторов потерян. Писателю всё сложнее дойти до читателя, в том числе и через литературные журналы, чьи тиражи падают. А ведь именно их роль в формировании литературного и патриотического пространства первостепенна. Они носители критериев профессионализма, формирующие вкус читателя.
Что за тираж 3 000 для «Немана»? Журнал «Неман» - это же наш « литературный институт»! Скольких писателей вырастил он на своих страницах!
 

Всё, разумеется, упирается в базу. Какая у ОО СПБ база? У деятелей культуры – есть хозяин, защита, Министерство культуры! У СМИ – Министерство информации! А у нас – Чергинец Н.И. – председатель и плюс два секретаря общественной организации с вытекающими отсюда правами и финансовыми возможностями. Николай Иванович, конечно, личность мощная, но для осуществления законной деятельности без унизительных просьб и подачек, нам нужен Закон о творческих Союзах, который бы регламентировал и наш статус, и права, и финансирование. Есть же средства, и это хорошо, для народных коллективов, певцов, танцоров, мастеров по вышиванию, а у СПБ их нет, чтобы выехать в регионы, в Минск. В результате мы изолированы друг от друга. Объединяет еженедельник «ЛиМ», хорошо, что он есть, регулярно сообщающий о делах Союза. Но там, как и у тех же наших журналов «Полымя» и «Маладость» те же проблемы – недостаток, малый тираж.
 

А как мы владеем вопросами литературы СНГ? Писатель ведь не может жить в изоляции от литературного пространства? Но у нас не просто найти даже журнал « Наш современник», известнейший на весь мир, поддерживающий своими публикациями писателей Беларуси уже более 15 лет. Ну что за тираж -- 10 тысяч на всё СНГ для такого серьёзнейшего журнала?
 

А новый журнал -- «Белая Вежа», орган СП Союзного Государства, уже вызвавший высокий интерес в литературной среде, и вовсе выпускается на общественных началах. Вопросы поддержки толстых журналов нужно и можно решить очень просто: государственная подписка, обязательная для всех публичных библиотек. Их только в Беларуси больше 7 тысяч. Так мы и журналы подкрепим, и писателей уважим! И то и другое-- жизненно важно.
 

Это только с обывательской точки зрения кажется: ну что там эти поэты? Какое отношение стихи имеют к жизни страны? Но через поэта приходит на землю энергия космоса, а его книги, это не просто тексты, это ключ к национальному ментальному коду. Ведь вся идея национального возрождения – не решаема без литературы. Она уникальна тем, что восходит к таким высотам, где упраздняется биологическая национальность, ибо цель его – высочайшая нравственность, духовность!
Прекрасно, что наш СПБ – многонационален. На Витебщине писателей 41, из них большинство – 25 – пишет на белорусском ,15 – на русском, 1 – на осетинском, белорусском и русском языках. Никто в СПБ и не ставит задачи что все поголовно должны начинать писать по-белорусски. Такой подход не верен, как для литературы, так и самих литераторов, индивидуальных носителей родного языка.
Однако мы живём в национальном независимом государстве, и просто обязаны воспитывать любовь к родной белорусской культуре. Но скажите, как раскрыть, научить любить белорусскую литературу школьников за 1,5 час в неделю? Равно, как и русскую, на которую столько же часов. При таком «изучении» литературы нам грозит настоящий духовный кризис. Происходит одичание подрастающего поколения в области знания и родной литературы, и мировой, да и истории. И это на фоне компьютеризации сознания, ухода молодёжи в виртуальную реальность, никем не контролируемую, потому порождающую самые непредсказуемые последствия. О каком воспитании нравственности мы можем потом говорить? Незащищённый культурным слоем молодой человек заполняет через интернет свой мир беспросветной пошлостью. Мы, ветераны литературы – не имеем права отдать молодёжь навязываемому нам монстру сетевой информации. Это не демократия, а вседозволенность, позволяющая овладеть и манипулировать общественным сознанием. По сути – это та же атомная бомба в руках у невежды, у врага.
 

Тем более, нельзя рассматривать развитие литературы, с точки зрения «спрос рождает предложение». Именно коммерческие предложения в литературе агрессивны и жёстки, а потому успешно манипулируют сознанием читателя, там один расчёт: прибыль. Их особенно надо взять на контроль государства, заботящегося о духовности нации. А серьёзная литература, философия, филологическая наука по определению не могут конкурировать с шоу, ужасами, бандитской и сексуальной макулатурой. Вот тут надо проявить государственный интерес. Предлагаю немедля школьные программы пересмотреть в пользу самого надёжного воспитателя – литературы. В первую очередь- национальной. Ибо истинно образованный человек, хорошо знающий свою родную речь, литературу, обязательно будет стремиться и к знанию и постижению и русской великой, и мировой литературы.
 

Следующий, очень важный вопрос: беспокоит излишне активный приём в СП. Не снижаем ли мы сами статус писателя? Не спешим ли дать писательский билет? В Уставе ведь ясно сказано « членами СП могут быть писатели, литературные критики… и т.д., которые вносят значительный вклад в литературу Республики Беларусь, имеют социально значимые публикации ,книги и т.д.) Значительный вклад! Имена многих получивших членский билет, увы, незнакомы в литературном мире. Авторов социально значимых публикаций и вовсе единицы. Необходимо честно и принципиально повысить требовательность к приему. Каждый вступающий в профессиональный Союз и должен понимать какую ответственность он берёт на себя, получая высокое звание --Писатель.
 

Часто только что принятый тут же ищет свои права: издайте книгу! Опубликуйте! А вот обязанности: пропаганда литературы читателям в библиотеке, в\ч, школах -- некому. Хоть и оспаривается иногда этот вопрос, дескать, М.Танк и И. Шамякин не ходили по библиотекам и т.д. Да. Тогда так читали, что это и не надо было. Время было другое. А сегодня мы не имеем права пренебрегать вопросами пропаганды литературы, как никогда. Тем более, нас так ждут в библиотеках, школах, ВУЗах, воинских частях! Знаю, т.к. мною сделано за эти годы более 500 выступлений. Да, выступать, добираясь на перекладных по районам – нелегкий труд. Но он, поверьте, очень нужен!
Чтобы повысить статус писателя, нужна не только помощь Государства писателю, но и самоотверженное служение писателя своему Отечеству: требовательность к мастерству, нравственности творчества, как сказал Кампанелла, « в распущенных стихах – погибель государству и нравам!» Из чего следует, что крепость государства и нравов прямо зависит от нравственности нашей литературы.
 

Каждый писатель должен осознавать в своём творчестве ответственность за свою землю, свой дом, писать сердцем, понимая, что он стоит на своём «поле Куликовом»…

Где стою –
Там центр Вселенной.
Это точно – знаю я!
Вот моё стихотворенье!
Дом мой! Родина моя!
( стихотворение « У меня всего так много», Тамара Краснова – Гусаченко)
 

Кто ты есть на земле?..

-Кто ты есть на земле?
- Я писатель, -
говорю. И горю от стыда:
Вот бы слышали это всё мать и
дед, отец…
Что сказали б тогда?
Ты была ли орудием мира
и любви
на родимой земле?
Так писала,
чтоб звонкая лира
солнца свет зажигала во мгле?

Тех любить,
кто тебя ненавидит
научиться была ты должна.
И прощать всех,
кто горько обидит…
Никогда, никакая война
там, где ты, чтоб не шла…
Ты сумела,
увидав разделения власть,
всё ж успеть послужить единению,
и помочь
никому не упасть?

Где царит заблуждения скверна,
как предатель
в углу не молчи,
говори,
открывай сокровенно
людям – истину!
Если в ночи
одолеют сомненья,
как прежде,
ядом лжи, поселяющей страх,
веры солнце неси,
чтоб надежда
поселилась в заблудших сердцах.

Кто глубокой
печалью охвачен,
тем,
кто даже о солнце забыл,
радость дай!
Вот тогда – ты писатель.
Да и то,
Может быть,
может быть…

Международная деятельность
Архив
ЯЭТвбазвЯвбСТб
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456