Барбара Кригер (Польша): Время славянской цивилизации
Опубликовано: 02.07.2011

 

Барбара Кригер (Польша)
Член международной славянской академии
 
 ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ  
 
ВРЕМЯ СЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 
 
Профессор Анджей Пискозуб в заключении своей книги «Цивилизационное пространство и время» высказал интересную идею: «Только наступающая постиндустриальная цивилизация создает условия для реа­лизации славянской исторической мысли; отсутствие государственнического чувства, более тысячелетия осуждаемое как природный недостаток славян, становится достоинством в новых условиях социальных связей, когда входит в правило не насилие власти сверху, а ее самостоятельное формирование снизу. После того, как другие великие ветви индоевро­пейцев уже внесли свой исторический вклад в развитие цивилизации, в постиндустриальной перспективе возникают условия для наступления славянского часа во всеобщей истории человечества».1
Этот взгляд полностью перекликается как с пророческими высказыва­ниями славянских и германских философов и историков XIX века, так и с выводами современной культурологии и универсологии.
Все меньше возникает сомнений в том, что западная цивилизация на­ходится в кризисе, а ее творческий потенциал уже давно исчерпан. Од­новременно, пока достаточно медленно, вырисовываются контуры новой цивилизационной парадигмы, на сей раз планетарного масштаба.
Появляются такие понятия, как «цивилизационные изменения», «но­вый ренессанс», «новая эпоха», «эпоха ноосферы». Все больше проявляет­ся неплодотворность глобализма как изжившей себя системы, возникшей в угасающем течении западной цивилизации, а особенно американизма как высшего ее проявления.
В этих обстоятельствах вот уже почти двадцать лет в славянских стра­нах во многих центрах ведутся работы по формированию нового цивили-зационного предложения, альтернативного по отношению к глобализму. Комплекс разнообразных проблем, рассматриваемых в рамках этой кон­цепции, объединен общим названием — славянская цивилизация.
 
Подтверждением принципиального перелома в представлении о буду­щем в пределах Славянского мира стал VII Всеславянский съезд в Праге в 1998 году. Туда съехались делегаты всех славянских стран, представив очень важные научные и политические концепции и анализ. И тогда ока­залось, что все вовлеченные в славянское движение, независимо друг от друга, мыслят и работают в одном и том же направлении, что их оценки современного состояния мира схожие, хотя прежде они между собой не общались или встречались эпизодически. И уже там были представлены очень серьезные положения. Но прежде всего, был отмечен цивилизаци-онный кризис в глобальном масштабе. В связи с выводом о том, что мы находимся в процессе цивилизационных перемен, встал вопрос, каково положение Славянского мира в этом контексте и какова его роль.
В том же самом году, в сентябре, в Кракове состоялся XII Конгресс славистов, собравший тысячу двести славистов со всего мира. На конгрес­се явственно было подчеркнуто значение славянского фактора в цивили-зационных изменениях, происходящих в современном мире. Об этом, в частности, говорил всемирно известный, ныне уже покойный российский славист Олег Трубачев.
Следом прошел целый ряд конференций, на которых были предпри­няты попытки сформулировать принципы славянской цивилизации (в том числе заседание Общества друзей экофилософии «Славянские мотивы в экофилософских рассуждениях», Варшава, 1999, заседание в рамках Европейского конгресса универсализма «Универсалистические ценности славянской философии», Варшава, 1999, «Славянская цивилизация в XXIвеке», Санкт-Петербург, 2000, и множество других, национальных и меж­дународных).
Славянский мир обладает очень богатой философской традицией, ко­торая включает общечеловеческое интеллектуальное наследие и рас­полагает возможностями интерпретации современного состояния мира и социально-экономических отношений в глобальном масштабе. Здесь можно сослаться на труды Владимира Соловьева, Владимира Муравье­ва, Николая Бердяева, Николая Данилевского, Льва Гумилева и других русских философов, а в Польше — на работы Аугуста Чешковского и Кароля Либельта, а также Бронислава Трентовского, Эдуарда Дембовского, которые великолепно знали европейскую философскую мысль и одновре­менно предвидели важнейшую цивилизационную роль Славянского мира в наступающей «Эпохе духа», «всеобщей реинтеграции» и «единства в разнообразии» (А. Чешковский).
Очень важным обстоятельством является, что не только славянские мыслители предусматривали значительную цивилизационную роль сла­вянского мира, об этом также писали выдающиеся западные историософы, такие как Йоханн Г. Гердер и Освальд Спенглер. И сегодня как никогда их прогнозы поддаются научному обоснованию, особенно с помощью ар­гументов, которые нам предоставляет универсология, современная наука, объединяющая и систематизирующая научный и историко-культурный опыт развития человечества.
Следует подчеркнуть значение того обстоятельства, что мы как Сла­вянский мир занимаем пространство, соединяющее традиции Востока и Запада. С этой точки зрения, разнообразные мотивы этих традиций син­тезируются в процессе распространения культур.
Это имеет большое значение потому, что в настоящее время нет смысла рассуждать, какая из культур имеет преимущества, какая из них «луч­ше» и более плодовита, а нужно почерпнуть из традиции Востока все самое лучшее, равно как и из традиции Запада, поскольку единственно эффективной является планетарная цивилизационная перспектива, способная
168                                                                                                                                  БЕЛАЯ ВЕЖА № 2/2010
Барбара КРИГЕР
 
справиться с глобальным кризисом и дать импульс новому разви­тию. Этот путь указывал В. Соловьев в своей концепции «интегрального знания», которую впоследствии великолепно развил русский философ и художник Николай Рерих. Его творчество воплощает множество идей, он обосновывает необходимость синтеза религии науки и искусства (эсте­тики). А это означает, что в своих рассуждениях он обращался ко всем сферам деятельности человека, к его многомерной сущности, посколь­ку религия как сфера культуры соответствует духовности, наука — ра­циональности, а искусство  эмоциональности. Таким образом, то, что предложил Николай Рерих, в сущности является синтезом — полнотой, целостностью. В своих путешествиях и исследованиях он также много занимался традицией Востока и ее универсальными ценностями. Это на­правление в последнее десятилетие активно развивалось как на Востоке, так и на Западе в качестве логического этапа исторического процесса, ведущего к интеграции в масштабах Земного шара.
Однако под влиянием западной аналитической философии и получив­шего распространение в последнее время постмодернизма наследие на­ших замечательных славянских философов было несколько отодвинуто и забыто в академических и интеллектуальных кругах. И все же, к счастью, сейчас оно вызывает большой интерес и находит многих продолжателей, что также является закономерностью, описанной в том числе и универсологией.
В соответствии с положениями универсологии, славянская культура является двенадцатым типом, завершающим цикл развития цивилиза­ции. «Эта культура,  пишет В. Поляков,  возникает как синтез уже существующих культур всей планеты, вбирая постепенно весь общечело­веческий опыт. Универсология последовательно представляет причинно-следственную связь исторических реалий и, описывая перспективы раз­вития человечества, предлагает механизм создания эффективной систе­мы управления обществом, в которой человек с помощью коллективного взаимодействия поднимается до уровня сотворца мира в каждый день своей жизни».2
 
Самая принципиальная проблема в современной философии состоит в том, что философский образ мира ввиду эволюции сознания и уровня современных знаний требует совершенно новой интерпретации. Это не­обходимо также потому, что до сего времени в философской традиции мы слишком много занимались изучением и описанием окружающего мира, забывая о человеке и его роли, не пытаясь разобраться, что представляет из себя человек как проявление бытия и как он действует. Как он, будучи био-психическо-духовной сущностью, функционирует во всеобъемлющем процессе эволюции.
Это очень важно для создания основ образования в рамках новой па­радигмы, поскольку в традиционных педагогических концепциях это не предусмотрено. Уже сейчас существует очень богатый научный материал, который демонстрирует важнейшие факторы, обуславливающие функ­ционирование человека, например, космические биоритмы, электромаг­нитные и резонансные поля. Кроме того, там описываются процессы, с помощью которых мы обмениваемся информацией с природной и обще­ственной средой и которые вызывают возбуждение движущих центров человека, заставляя его как-то адаптироваться.
Все это достаточно хорошо исследовано и объяснено во многих обла­стях науки, заключено в рамки универсологии, основу которой составляет междисциплинарный синтез наук...

 

Piskozub A.: Czasoprzestrzen cywilizacyjna. - Torun, 2003.

 

-----------------
 

 

2
Поляков В.А.: Универсология. — Москва, 2004. — С.167.

 

Автор:
Комментарии
Тема сообщения:
Ваше имя: *
Текст комментария:
Введите код:
Международная деятельность
Архив
ЯЭТвбазвЯвбСТб
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123