Барбара Кригер (Польша)
Член международной славянской академии
ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
ВРЕМЯ СЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Профессор Анджей Пискозуб в заключении своей книги «Цивилизационное пространство и время» высказал интересную идею: «Только наступающая постиндустриальная цивилизация создает условия для реализации славянской исторической мысли; отсутствие государственнического чувства, более тысячелетия осуждаемое как природный недостаток славян, становится достоинством в новых условиях социальных связей, когда входит в правило не насилие власти сверху, а ее самостоятельное формирование снизу. После того, как другие великие ветви индоевропейцев уже внесли свой исторический вклад в развитие цивилизации, в постиндустриальной перспективе возникают условия для наступления славянского часа во всеобщей истории человечества».1
Этот взгляд полностью перекликается как с пророческими высказываниями славянских и германских философов и историков XIX века, так и с выводами современной культурологии и универсологии.
Все меньше возникает сомнений в том, что западная цивилизация находится в кризисе, а ее творческий потенциал уже давно исчерпан. Одновременно, пока достаточно медленно, вырисовываются контуры новой цивилизационной парадигмы, на сей раз планетарного масштаба.
Появляются такие понятия, как «цивилизационные изменения», «новый ренессанс», «новая эпоха», «эпоха ноосферы». Все больше проявляется неплодотворность глобализма как изжившей себя системы, возникшей в угасающем течении западной цивилизации, а особенно американизма как высшего ее проявления.
В этих обстоятельствах вот уже почти двадцать лет в славянских странах во многих центрах ведутся работы по формированию нового цивили-зационного предложения, альтернативного по отношению к глобализму. Комплекс разнообразных проблем, рассматриваемых в рамках этой концепции, объединен общим названием — славянская цивилизация.
Подтверждением принципиального перелома в представлении о будущем в пределах Славянского мира стал VII Всеславянский съезд в Праге в 1998 году. Туда съехались делегаты всех славянских стран, представив очень важные научные и политические концепции и анализ. И тогда оказалось, что все вовлеченные в славянское движение, независимо друг от друга, мыслят и работают в одном и том же направлении, что их оценки современного состояния мира схожие, хотя прежде они между собой не общались или встречались эпизодически. И уже там были представлены очень серьезные положения. Но прежде всего, был отмечен цивилизаци-онный кризис в глобальном масштабе. В связи с выводом о том, что мы находимся в процессе цивилизационных перемен, встал вопрос, каково положение Славянского мира в этом контексте и какова его роль.
В том же самом году, в сентябре, в Кракове состоялся XII Конгресс славистов, собравший тысячу двести славистов со всего мира. На конгрессе явственно было подчеркнуто значение славянского фактора в цивили-зационных изменениях, происходящих в современном мире. Об этом, в частности, говорил всемирно известный, ныне уже покойный российский славист Олег Трубачев.
Следом прошел целый ряд конференций, на которых были предприняты попытки сформулировать принципы славянской цивилизации (в том числе заседание Общества друзей экофилософии «Славянские мотивы в экофилософских рассуждениях», Варшава, 1999, заседание в рамках Европейского конгресса универсализма «Универсалистические ценности славянской философии», Варшава, 1999, «Славянская цивилизация в XXIвеке», Санкт-Петербург, 2000, и множество других, национальных и международных).
Славянский мир обладает очень богатой философской традицией, которая включает общечеловеческое интеллектуальное наследие и располагает возможностями интерпретации современного состояния мира и социально-экономических отношений в глобальном масштабе. Здесь можно сослаться на труды Владимира Соловьева, Владимира Муравьева, Николая Бердяева, Николая Данилевского, Льва Гумилева и других русских философов, а в Польше — на работы Аугуста Чешковского и Кароля Либельта, а также Бронислава Трентовского, Эдуарда Дембовского, которые великолепно знали европейскую философскую мысль и одновременно предвидели важнейшую цивилизационную роль Славянского мира в наступающей «Эпохе духа», «всеобщей реинтеграции» и «единства в разнообразии» (А. Чешковский).
Очень важным обстоятельством является, что не только славянские мыслители предусматривали значительную цивилизационную роль славянского мира, об этом также писали выдающиеся западные историософы, такие как Йоханн Г. Гердер и Освальд Спенглер. И сегодня как никогда их прогнозы поддаются научному обоснованию, особенно с помощью аргументов, которые нам предоставляет универсология, современная наука, объединяющая и систематизирующая научный и историко-культурный опыт развития человечества.
Следует подчеркнуть значение того обстоятельства, что мы как Славянский мир занимаем пространство, соединяющее традиции Востока и Запада. С этой точки зрения, разнообразные мотивы этих традиций синтезируются в процессе распространения культур.
Это имеет большое значение потому, что в настоящее время нет смысла рассуждать, какая из культур имеет преимущества, какая из них «лучше» и более плодовита, а нужно почерпнуть из традиции Востока все самое лучшее, равно как и из традиции Запада, поскольку единственно эффективной является планетарная цивилизационная перспектива, способная
168 БЕЛАЯ ВЕЖА № 2/2010
Барбара КРИГЕР
справиться с глобальным кризисом и дать импульс новому развитию. Этот путь указывал В. Соловьев в своей концепции «интегрального знания», которую впоследствии великолепно развил русский философ и художник Николай Рерих. Его творчество воплощает множество идей, он обосновывает необходимость синтеза религии науки и искусства (эстетики). А это означает, что в своих рассуждениях он обращался ко всем сферам деятельности человека, к его многомерной сущности, поскольку религия как сфера культуры соответствует духовности, наука — рациональности, а искусство эмоциональности. Таким образом, то, что предложил Николай Рерих, в сущности является синтезом — полнотой, целостностью. В своих путешествиях и исследованиях он также много занимался традицией Востока и ее универсальными ценностями. Это направление в последнее десятилетие активно развивалось как на Востоке, так и на Западе в качестве логического этапа исторического процесса, ведущего к интеграции в масштабах Земного шара.
Однако под влиянием западной аналитической философии и получившего распространение в последнее время постмодернизма наследие наших замечательных славянских философов было несколько отодвинуто и забыто в академических и интеллектуальных кругах. И все же, к счастью, сейчас оно вызывает большой интерес и находит многих продолжателей, что также является закономерностью, описанной в том числе и универсологией.
В соответствии с положениями универсологии, славянская культура является двенадцатым типом, завершающим цикл развития цивилизации. «Эта культура, пишет В. Поляков, возникает как синтез уже существующих культур всей планеты, вбирая постепенно весь общечеловеческий опыт. Универсология последовательно представляет причинно-следственную связь исторических реалий и, описывая перспективы развития человечества, предлагает механизм создания эффективной системы управления обществом, в которой человек с помощью коллективного взаимодействия поднимается до уровня сотворца мира в каждый день своей жизни».2
Самая принципиальная проблема в современной философии состоит в том, что философский образ мира ввиду эволюции сознания и уровня современных знаний требует совершенно новой интерпретации. Это необходимо также потому, что до сего времени в философской традиции мы слишком много занимались изучением и описанием окружающего мира, забывая о человеке и его роли, не пытаясь разобраться, что представляет из себя человек как проявление бытия и как он действует. Как он, будучи био-психическо-духовной сущностью, функционирует во всеобъемлющем процессе эволюции.
Это очень важно для создания основ образования в рамках новой парадигмы, поскольку в традиционных педагогических концепциях это не предусмотрено. Уже сейчас существует очень богатый научный материал, который демонстрирует важнейшие факторы, обуславливающие функционирование человека, например, космические биоритмы, электромагнитные и резонансные поля. Кроме того, там описываются процессы, с помощью которых мы обмениваемся информацией с природной и общественной средой и которые вызывают возбуждение движущих центров человека, заставляя его как-то адаптироваться.
Все это достаточно хорошо исследовано и объяснено во многих областях науки, заключено в рамки универсологии, основу которой составляет междисциплинарный синтез наук...